Что такое франчайзинг для индивидуального предпринимателя и в чем его особенность?

Понятия «франчайзинга» в отечественном законодательстве нет. На территории России данный термин соответствует наименованию, предусмотренному нормативными актами – коммерческая концессия. Поэтому в дальнейшем они будут использованы в равном значении.

Содержание

Развитие франчайзинга в России

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:

    Для всех регионов РФ: +7 (800) 511-86-74

Цель концессии заключается в содействии продвижения на рынке объектов, произведенных правообладателем, в роли которого выступает лицо, обладающее исключительными правами.

В Российской Федерации развитие данной деятельности находится в зачаточном состоянии. Отправная «точка» применения франчайзинга обусловлена возникновением на отечественном рынке цивилизованных отношений, что стало предпосылкой для необходимости применения более продвинутых инструментов для успешного осуществления бизнеса.
Стоит отметить достаточно глубокое отставание России по этим позициям от остальных стран – мировая практика действия по коммерческой концессии составляет уже свыше 100 лет.

И все же за последние 10 лет предпринимателей РФ, использующих франчайзинг, стало гораздо больше. Особенно это касается отдельных городов:

  • Новосибирска;
  • Москвы;
  • Санкт-Петербурга;
  • Нижнего Новгорода;
  • Омска.

Но данное направление активно развивается лишь в 8-10 отраслях. В первую очередь в его использовании заинтересованы:

  • компании из нефтяной промышленности (при образовании сетей заправок для транспортных средств);
  • пункты общественного питания;
  • точки сферы обслуживания.

При этом те области, которые наиболее применимы за границей, в России почти не развиты: автосервисы, бытовые услуги, автомойки. Подобный вывод обусловлен одним простым правилом – для распространения франчайзинга компания должна стать успешной, поэтому на отечественных рынках концессия не работает в направлениях, актуальных за рубежом.

Правовая база франчайзинга

В качестве обязательного условия использования концессии выступает необходимость в выделении права на применение коммерчески секретной информации правообладателя. Помимо прочего, пользователь может получить для реализации право на:

  • товарный знак;
  • знак обслуживания;
  • фирменное наименование.

Стандартно договор заключается на конкретный временной отрезок. Однако в соответствии с п.1 ст.1037 Гражданского кодекса РФ допустимо заключение сделки и без уточнения срока. В таком случае каждая из сторон вправе отказаться от выполнения условий соглашения в любое время, но с обязательным предварительным уведомлением за полгода.

ГК РФ Статья 1037. Прекращение договора коммерческой концессии

Данный момент очень различается в зарубежной и отечественной практике. Так, иностранные предприниматели заключают франчайзинг на несколько десятков лет. В случае с российскими производителями стандартный срок договора составляет не более 3 лет. Подобный подход обусловлен отсутствием реальной возможности в долгосрочном планировании в условиях экономики РФ.

Отдельно стоит упомянуть про вариант с оформлением соглашения коммерческой субконцессии, который предусмотрен ст.1029 ГК РФ. Однако в таком случае стоит тщательно проанализировать договор концессии, по которому происходит оформление.

Форма договора

Важно! Соглашение в обязательном порядке заключается в письменной форме с последующей реализацией государственной регистрации с соблюдением регламента.

Для этого потребуется обратиться в налоговую инспекцию, где пребывает на учете правообладатель. В ситуации, когда в качестве данного лица выступает иностранный гражданин, допустима регистрация по месту пользователя.

Выполнение предписанного порядка актуально также в случае:

  • досрочного расторжения (ст.1037 ГК РФ);
  • внесения изменения (ст.1036 ГК РФ);
  • прекращения (ст.1037 ГК РФ).

В дополнении потребуется пройти регистрации в Роспатенте, если используется объект, охраняемый по нормам патентного законодательства.

Как это работает?

Стандартная схема взаимодействия правообладателя и пользователя такова:

  1. Для инициации процесса со стороны пользователя поступает первоначальный взнос, который по иностранным нормам выступает в качестве паушального платежа. Данная сумма прописывается в договоре и может быть выплачена разово или в рассрочку.
  2. После внесения средств правообладатель проводит ряд мероприятий: обучение персонала и руководства; выдача инструкции для запуска бизнеса; уточнение проблемных вопросов.
  3. Далее франчайзи занимается предпринимательской деятельностью, но исключительно под пристальным контролем со стороны франчайзера. В дополнении от первого ко второму также могут поступать регулярные суммы в виде отчислений от полученной прибыли, которые называются роялти.

Особенности взаимоотношений и выплаты вознаграждений, а также иные нюансы франчайзинга прописываются совместно пользователем и правообладателем в договоре коммерческой концессии.

Налоговая сторона вопроса

ИП, решившие воспользоваться возможностью применения франчайзинга, могут рассчитывать на использование как общего, так и упрощенного режима налогообложения. Более того, законодательством не выделены какие-либо нюансы для системы взимания обязательных сборов для предпринимателей, ведущих деятельность по коммерческой концессии.

Узнать особенности предусмотренных НК РФ систем налогообложения и иные нюансы деятельности ИП можно, обратившись к сайту https://newfranchise.ru/baza_znaniy/ip.

Перспективы развития франчайзинга для ИП

Возможности дальнейшего использования коммерческой концессии для предпринимателей во многом зависят от действий франчайзеров и государства. Для успешного развития необходимо применение следующих механизмов:

От компаний-франчайзеров

От государства

Выделение товарного кредита, который подразумевает наполнение магазина продукцией. Улучшение общей культуры бизнес-отношений.
Предоставление товаров с существенными скидками. Повышение правовой защищенности ИП.
Реализация варианта с оформлением займа на льготных условиях в банках, являющихся партнерами правообладателя. Создание и использование передовых методик и новых идей для развития малого бизнеса.
Поддержка региональных партнеров в приобретении кредитов на развитие бизнеса в местных кредитных учреждениях по рекомендациям. Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику.

Лишь при совместном сотрудничестве всех объектов можно говорить о перспективах развития франчайзинга. Однако в последнее время участие государства не столь активно, как требовалось бы. Поэтому широкое распространение коммерческой концессии при текущих условиях отечественной экономики попросту невозможно.

Аватар автора: Алена Баранникова
Автор: Алена Баранникова
Редактор портала Руказакона. Приглашаем к сотрудничеству профильные организации для написания полезных материалов для наших читателей в обмен на рекламу в этом блоке. Подробности в разделе сотрудничество.

Документы по теме


Похожие записи


Комментариев: 0

Добавить комментарий