Правила предоставления коммунальных услуг гражданам РФ

Коммунальное обслуживание предоставляется жильцам в строго регламентированном порядке. Правила предоставления коммунальных услуг определены федеральным законодательством, местными правовыми актами и локальными служебными положениями. Получив основные юридические сведения, граждане смогут защищать свои интересы на всех уровнях власти по вопросам ЖКХ.

Важное значение имеет соблюдение обязанностей, чтобы у обслуживающей компании не возникло весомых претензий к жильцу. Коммунальные расходы составляют весомую часть бюджета квартиросъемщика или собственника квартиры, отстоять свою точку зрения на размер платежей бывает крайне важно. Обо всех тонкостях и нюансах правового аспекта ЖКХ пользователи могут узнать из следующей статьи.

Что входит в перечень коммунальных услуг?

Точное определение коммунальных услуг (КУ) осуществлено законодательно на федеральном уровне и является базовым на всей территории страны. Обеспечение домов установленным перечнем осуществляется на постоянной основе, круглогодично, за исключением отопления, подаваемого по особому регламенту. Правилами предусмотрены аварийные ситуации и ремонтные работы, но также указаны максимально допустимые периоды.

Если в течение отчетного периода количество отключений КУ превышает допустимый размер, то это говорит о низком качестве работы обслуживающих организаций и возможности предъявления официальных претензий от жильцов.

Стандартный список КУ включает в себя обязательное обеспечение:

  • холодная вода подается от городской или общедомовой сети, при отсутствии водопровода питьевая вода доставляется до колонки в шаговой доступности. Санитарное качество воды, напор и бесперебойная подача являются обязательными контролируемыми требованиями;
  • горячая вода подается от централизованной сети. В домах без подведенной горячей воды устанавливаются колонки и бройлер, что снимает данную статью потребления;
  • водоотведение стоков осуществляется централизовано и устанавливается параллельно с подводом воды. Сюда относятся канализационная система и отвод воды со всех точек подачи, оборудованных в квартире;
  • электричество считается обязательным и непременным атрибутом, подается бесперебойно и круглосуточно, по необходимой для жильцов мощности;
  • газоснабжение в основном осуществляется от магистральных газопроводов, но обеспечение баллонным газом в домах без центральной газовой системы допускается правилами эксплуатации;
  • отопление внутридомовых площадей, мест общего пользования и квартир осуществляется круглосуточно по установленным правилами нормативам.

Уровни благоустройства и комфортности проживания в домах различных статусов может быть весьма различным, что напрямую влияет на комплекс предоставляемых услуг.

Разумеется, если дом лишен некоторых инженерных коммуникаций, то учитываться услуги не могут. Например, отсутствие горячего водоснабжения или системы канализации приведет к внесению сокращений в договор с обслуживающей организацией и прямым сокращениям расходов на содержание жилья.

Постановление Правительства 354 с последними изменениями 2017 года

Базовым правовым актом, который регламентирует деятельность всей сферы ЖКХ является ПП №354 от 06.05.2011 г. В закон постоянно вносятся дополнения и уточнения, поэтому актуальной считается самая поздняя версия документа. Важными разделами последней редакции закона считаются:

  1. Правила предоставления услуг нанимателю или собственнику площади.
  2. Условия и порядок предоставления услуги.
  3. Установка, эксплуатация приборов учета, расчет стоимости потребления.
  4. Правила перерасчета по предоставляемым услугам, ситуации, требующие отмены или изменения ставок платежей.
  5. Приложения по всем нормативам, порядку расчета, таблицам и формулам.

Поскольку Постановление Правительства №354 находится в свободном доступе, с ним может ознакомиться каждый желающий и проверить правильность и обоснованность начисления.

Последняя версия содержит точное описание нежилого помещения, входящего в состав дома, гл.1, ст.2 ФЗ. Уточнение статуса помещения и категории оплаты услуг по его содержанию порой требует обращения к новым положениям закона. Если между управляющей компанией и собственниками возникают споры по оплате нежилых помещений, то решаться они могут в судебном порядке.

Управляющей компании вменена новая обязанность по проверке установленных приборов учета, ст. 80,81 ФЗ. По заявке потребителя и в течение 10 дней организация обязана переписать показания счетчиков и проверить техническое состояние приборов. Если по прежним установкам, управляющая организация проверяла счетчики 1 раз в полгода, то теперь этот порядок сократился до 1 раза в три месяца.

Если в помещении не проживают граждане и доступ к приборам учета невозможен, то расчет платежей производится по количеству собственников квартиры. Если обслуживающая организация неверно рассчитала платежи и граждане переплатили за КУ, то возможны штрафные санкции в пределах 50% от неверно взысканной с жильца суммы, гл.9 ФЗ.

Оплата жилищных услуг

Осуществлять ежемесячные платежи жильцы обязаны в полном объеме, но, вместе с тем, граждане имеют право проверить обоснованность начислений. Немалое значение имеет качество предоставляемых услуг. При ненадлежащем содержании и завышенных тарифах граждане имеют право выбрать иную управляющую компанию и расторгнуть действующий договор. Правила оплаты отражены в гл.6 действующего закона.

Самые острые проблемы ЖКХ по мнению граждан РФ
Самые острые проблемы ЖКХ по мнению граждан РФ

Свыше ресурсоснабжающих, оплачиваемых по нормативам или показаниям счетчиков, в квитанцию включены следующие затраты:

  • содержание дома;
  • проведение капитального ремонта;
  • уборка придомовой территории;
  • содержание лифтового оборудования;
  • уборка мест общего пользования и лестничных маршей, лифтов;
  • вывоз мусора и обслуживание общих коммуникаций.

Все затраты рассчитываются сотрудниками обслуживающей организации и включаются в ежемесячную квитанцию. Платежный документ состоит из многих пунктов, разобраться в которых сложно на первый взгляд. Цифры должны быть обоснованны и подтверждаться действующими расценками и тарифами.

Указанные в платежке сведения касаются двух статей расхода: личные затраты и общедомовые потребления. Если плательщик имеет льготы по коммунальному платежу данной категории, то указывается основание снижения тарифа.

Порядок составления договора на оказание коммунальных услуг (образец)

Договор предоставления КУ должен содержать всю необходимую информацию по дальнейшему сотрудничеству между участниками соглашения. Если какая-то позиция не учтена, то спорные ситуации разрешаются по существующим положениям законодательства.

Типовая форма договора коммунальных услуг
Типовая форма договора коммунальных услуг

Последовательность оформления юридических отношений между управляющей компанией и потребителями:

  • написание заявления на заключения договора с приложением обязательного пакета документов;
  • получение в управляющей организации проекта договора с последующим обсуждением спорных моментов;
  • согласование разногласий и составление протокола урегулирования несогласий;
  • подписание договора.

Документ в обязательном порядке должен содержать информацию о тарифах и расценках ресурсоснабжающих организаций. Поскольку юридическое соглашение имеет возмездный характер, то указываются меры взыскания за некачественные услуги и размеры материального наказания для обеих сторон при отступлении от договора.

На практике встречаются ситуации, когда договор заключается задним числом. По правилам, исполнитель имеет право в течение 20 дней после начала работ передать представителю объекта пользования проект соглашения. Потребителю дается 30 дней на подтверждение или согласование спорных моментов. После прохождения законных сроков обслуживание считается автоматически оформленным.

Пакет обязательных документов, рассматриваемый исполнителем работ, включает в себя:

  • свидетельство на право собственности в случае физического лица (частное домовладение);
  • уставные документы юридического лица (многоквартирный дом), например, свидетельство о регистрации ТСЖ;
  • информация об установленных приборах учета, времени последней поверки и пломбировки устройств.
Если сведения предоставлены в неполном объеме, имеют неточности, то исполнитель обязан в течение 5 рабочих дней сообщить об этом потребителю.

Права и обязанности сторон коммунального обслуживания

После подписания договора, отражающего отношения исполнителя и потребителя, стороны обязаны строго придерживаться положений. Кроме того, гл.4 и гл.5 ФЗ-№354 строго регламентирует юридические отношения сторон.

Обязанности и права обслуживающей организации перечислены в ст.31,32 ФЗ:

  • своевременное обеспечение дома коммунальными услугами. Кроме предоставления включенных в соглашение ресурсов, обслуживание придомовой территории, квартирных и общих помещений;
  • принятие и исполнение заявок на ремонт, своевременное устранение неисправностей и поддержание состояния дома в надлежащем виде;
  • требование своевременной оплаты ЖКУ не позднее указанных сроков, возможность начисления пени и штрафов за несвоевременные платежи. Срок платежа обязательно указывается в квитанциях;
  • получение государственных средств за льготное предоставление услуг отдельным категориям граждан;
  • контроль за соблюдением правил эксплуатации технических средств и коммунальных сетей;
  • проверка счетчиков, состояния сетей, допуск во все необходимые помещения.

Управляющая компания самостоятельно заключает договора с непосредственными поставщиками услуг. Оповещение жильцов о возможных отклонениях в работе или аварийных ситуациях должно производиться через объявления в отведенных местах.

Если качество услуг не удовлетворяет заказчиков, то свои претензии можно отразить в жалобной книге. Документ является обязательным атрибутом каждого исполнителя, принятие мер и ответ должны в обязательном порядке предоставляться руководством управляющей компании. Согласно ст.31, на ответ отводится три рабочих дня.

Основные права и обязанности потребителя, ст.33,34:

  • получение услуг в нужном объеме и качество, соответствующее установленным нормативам;
  • при обращении каждый плательщик имеет право на проверку произведенных расчетов и корректировок при выявлении ошибки;
  • требовать составления актов и других юридических подтверждений происшедших аварийных ситуаций с последующим возмещением убытков;
  • обязанность по оповещению аварийных служб при возникновении форс-мажорных ситуаций;
  • своевременно и в полном объеме оплачивать ежемесячные платежи.
Согласно ст.35, пользователь не имеет права осуществлять несанкционированные действия, за что может понести значительные штрафные санкции.

В целом, сфера ЖКУ стала более прозрачной после внесения изменений в законодательство. Меньше стало судебных обращений по теме коммунального обеспечения, поскольку закон указывает пути досудебного разрешения споров между заинтересованными сторонами.

Аватар автора: Doc
Автор: Doc
Копирайтер портала Руказакона. Приглашаем к сотрудничеству профильные организации для написания полезных материалов для наших читателей в обмен на рекламу в этом блоке. Подробности в разделе сотрудничество.

Остались вопросы по теме?

Спросите у юриста

конфиденциально

оперативно

бесплатно

Ваше имя
Город
Телефон

конфиденциально

оперативно

бесплатно

Похожие записи


Комментариев: 0
  • Дмитрий

    00:01 | 31 Авг. 2017

    Дмитрий

    00:01 | 31 Авг. 2017

    За чей счет должен меняться электросчетчик находящийся на лестн площадке и чем это регламентировано?

  • Геннадий

    09:22 | 31 Авг. 2017

    Геннадий

    09:22 | 31 Авг. 2017

    Здравствуйте, Дмитрий.
    Если вы живете в приватизированной квартире, то в соответствии со статьей 543 ГК РФ управляющая компания должна за свой счет производить обслуживание и замену электрических счетчиков расположенных на лестничных площадках и в жилых неприватизированных помещениях. Советую вам внимательно прочитать ваш договор заключенный с УК там должен быть прописан данный нюанс.

  • Аноним

    18:40 | 04 Сен. 2017

    Аноним

    18:40 | 04 Сен. 2017

    В январе прошлого года, когда на моем счетчике холодной воды, истек срок эксплуатации, мне позвонили из фирмы Х и предложили провести поверку счетчика, на что я согласилась. Поверка была проведена, мне выписали ряд документов и уверили, что следующая поверка через 6 лет. В прошлом месяце мне приходит квитанция за квартиру с высокой платой за воду (по среднему). Оказалось, что фирма Х не имеет лицензии на право проводить поверку. Я вызвала Фирму У, имеющую лицензию, которая сделала заключение, что счетчик работает нормально. Если сейчас он работает нормально, значит, год назад он тем более работал нормально. Почему же управляющая компания отказывается сделать перерасчет и вернуть мне огромную сумму за воду, начисленную по средним высоким показателям? Вправе ли они «наказывать» меня, если поверка была проведена вовремя, хотя и фирмой без лицензии, компетент-ность которой доказала фирма с лицензией? Таких, как я в нашем городе оказались тысячи

  • Doc

    16:38 | 09 Сен. 2017

    Doc

    16:38 | 09 Сен. 2017

    По этому поводу рекомендую вам обратиться с жалобой на УК, в соответствующие органы, как ее составить найдете в этой статье: https://rukazakona.ru/jurisprudencija/zhilischnoe-pravo/127-zhaloba-na-upravlya

Добавить комментарий