Обязательная и добровольная сертификация услуг в России
Услугами принято называть действия исполнителя, направленные на удовлетворение нужд заказчика и получение полезного результата. Сервис, предлагаемый потребителям на рынке услуг – это блага, предоставляемые не в виде продуктов и различных предметов потребления, а в форме оплачиваемой деятельности. Он является объектом купли-продажи, обладает определенными характеристиками и имеет потребительскую стоимость.
Приобретение услуги является более рискованным для потребителя в сравнении с покупкой продукции, т. к. заранее оценить результат по качеству нельзя.
Доказать заказчикам, что компания соблюдает в сервисной деятельности установленные требования, позволяет сертификация. В ходе процедуры подтверждается соответствие качества и безопасности оказываемого сервиса нормам, правилам, требованиям отраслевых, государственных или международных стандартов и иных нормативных документов.
Содержание
Нужно ли сертифицировать услуги в обязательном порядке?
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
- Позвонить:
Для всех регионов РФ: +7 (800) 511-86-74
В России сертификация услуг проходит только на добровольной основе, по распоряжению руководителей компаний. Требования обязательной оценки соответствия какого-либо вида сервиса законодательством РФ и Таможенного союза (ЕАЭС) не установлены.
Однако на некоторые направления деятельности, входящие в перечень ст. 12 ФЗ № 99, предусмотрено обязательное лицензирование. Например, лицензию для работы получают компании по перевозкам, предприятия, занимающиеся охранной, сыскной, образовательной деятельностью, переработкой лома и драгметаллов, защитой информации и т.д. Официальный документ подтверждает право на осуществление определенного вида деятельности и выступает своего рода гарантией качества оказываемых услуг.
Эффективно развивать сервисный бизнес иных направлений, не входящих в перечень Закона «О лицензировании», многие предприниматели стараются посредством добровольной сертификации, тем самым повышая, прежде всего, спрос на свои предложения.
Особенности добровольной оценки
Добровольно сертифицировать услугу — это оформить сертификат качества, получаемый в результате проверки соответствия, а затем использовать его как инструмент для продвижения своего бизнеса. Любые участники рыночных отношений — инвесторы, бизнес-партнеры или потребители, больше доверяют тем компаниям, которые проходят проверку деятельности и могут засвидетельствовать свою добросовестность.
Добровольная сертификация также нужна для повышения рентабельности, увеличения общего дохода от коммерческой деятельности, получения возможности на преимущественных условиях участвовать в конкурсах, тендерах, принимать госзаказы, заключать выгодные контракты.
Существуют и иные положительные стороны добровольной оценки качества:
- подтверждает, что обслуживающая фирма контролирует все этапы выполнения заказа, гарантирует качество работ;
- улучшает имидж компании и повышает ее способность превзойти конкурентов в заданных условиях;
- упорядочивает процессы внутри фирмы и улучшает производительность, снижает затраты, сводит к минимуму число жалоб по качеству;
- упрощает взаимодействие с контролирующими инстанциями в ходе проведения проверок.
Сертификационный процесс включает оценку выполняемых заказов, мастерства исполнителей, оснащения офиса необходимым оборудованием, инструментарием, расходными материалами, анализ результатов.
Сертифицировать на добровольных началах можно не только сервисные работы, но и систему менеджмента качества (СМК), которую организация внедрила и успешно использует согласно стандартам ИСО.
Исследованию и анализу подлежит следующее:
- опыт, уровень подготовки, мастерство штата сотрудников;
- применяемые методики и инструменты для достижения желаемого результата, технологические процессы;
- ПО, профессиональное техническое оснащение, нормативно-методическая основа, стабильность работ, безопасность их исполнения;
- состояние используемых помещений;
- качество, количество выполняемых операций, прайс.
Систему добровольной сертификации (СДС), предприниматель выбирает самостоятельно. Главное, чтобы она была зарегистрирована в Росстандарте. Это позволяет в выгодном свете выделить уникальные особенности предложений компании для потенциальных заказчиков.
Предельный срок актуальности добровольного разрешительного документа не может превышать 3-х лет, а минимально возможный период ограничен годом.
По требованиям ТР ТС 021 для организаций участвующих в пищевой цепочке предусмотрено обязательное внедрение на предприятии системы управления безопасностью по принципам ХАССП. По этой причине сертификация сервиса, связанного с организацией питания населения, часто подразумевает получение добровольного сертификата СМБПП (по ГОСТ Р ИСО 22000).
Алгоритм проведения оценки соответствия сервиса
Процедура получения сертификата разделяется на несколько этапов:
- Подача заявки и подбор документов: ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ОГРН, ИНН, реквизиты, устав, учредительные документы, данные о каждом сотруднике штата, в частности свидетельства/удостоверения, подтверждающие их квалификацию, документы на оборудование и занимаемые помещения, иные сведения по запросу.
- Анализ предоставленных документированных материалов, идентификация предоставляемого сервиса.
- Аудит в компании, оценка квалификации работников, проверка технических средств и материалов.
- Принятие решения о соответствии сервиса выбранному стандарту.
- Оформление сертификата и выдача его заказчику.
Все сертификаты в обязательном порядке проходят регистрацию в соответствующем реестре СДС, в которой они были оформлены.

Похожие записи
Добавить комментарий
Авторизуйтесь (необязательно):